Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Превращение полицейского права в административное, с его точки зрения, осуществляется «в формах перехода от системы властеотношений к системе правоотношений».
К полицейскому праву во все времена отношение было неоднозначным. Один из самых авторитетных учёных в этой области знания, знаменитый Роберт фон Моль высказал в этой связи следующее: “едва ли в целой области государственных наук сыщется другое понятие, подобное понятию о полиции, относительно которого было столько неясности, столько спора, даже и до настоящего времени; здесь почти столько же различных воззрений, сколько и писателей, столько же противников, сколько и мнений”.
Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с различными нормативными правовыми актами, основополагающее место среди которых занимает кодифицированный федеральный закон — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также ведомственные приказы. Применительно к положениям, посвященным правам полиции (ст. 13 Закона «О полиции»), а также применению полицией мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (гл. 27 КоАП РФ) обращает на себя внимание тот факт, что Закон «О полиции» консолидирует положения названных источников, при этом использует отдельные нормы в иной трактовке и интерпретации, что не способствует единству в правоприменительной деятельности полиции. В данном случае, как справедливо заметил Д.А. Лобачев, Закон «О полиции» «беззастенчиво «вторгается» в сферу общественных отношений», регулируемых вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть полицейское право и его место в системе современного административного права.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, связанные с законодательными, доктринальными, правоприменительными особенностями полицейского права.
Предметом работы выступают методы и формы административной деятельности полиции.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис полицейского права.
2. Рассмотреть полицейское право и его место в системе современного административного права.
3. Ознакомиться с формами и методами административной деятельности полиции.
Методологической основой работы является диалектический метод, другие общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции.
Также при написании данной работы были использованы и специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и другие.
Глава 1. Сущность административной деятельности полиции
1.1. Генезис полицейского права
Ответ на вопрос о возникновении полицейского права важен для уяснения его сущности и места в правовой системе. Что предоставит возможность восстановить, но уже на качественно ином уровне такие полицейско-правовые категории как “полицейско-правовая норма”, “полицейское правоотношение”, «субъект полицейской деятельности”, “полицейское принуждение” и др. На основе этих взаимосвязанных узловых категорий, в случае придания полицейскому праву статуса самостоятельной учебной дисциплины или хотя бы выделения его в виде раздела в курсе “Административное право”, студенты могут изучать полицейское право, а учёные- административисты (полицеисты) обосновывать новые научные понятия, строить концепции и систематизировать материал[9].
Термин «полицейское право» относится к числу тех, которые были незаслуженно «репрессированы» советским правоведением. Но в этом «повинны» также дореволюционные правовая теория и полицейская практика. Известно, что полицейское право, как обособленная отрасль законодательства и соответствующая учебная дисциплина сформировалось во второй половине XYIII в. в Германии, а затем и в других европейских государствах.
В российских университетах преподавание полицейского права было введено в 1835 г. на учрежденных для этого кафедрах законов благоустройства и благочиния, переименованных в 1863 г. в кафедры полицейского права. В момент своего зарождения понятие «полиция» охватывало почти всю деятельность государства, и поэтому предметом полицейского права считалась совокупность «государственных и общественных мер.
Но такой широкий круг объектов исследования не позволял науке полицейского права занять четко определенное место в юриспруденции. По справедливому замечанию одного из юристов прошлого, эта наука «всегда ехала на запятках законодательства».
Показателем недостаточной разработанности полицейско-правовой теории служило также то обстоятельство, что среди ее представителей трудно было, по верному наблюдению В.Ф. Дерюжинского, «найти хотя бы двух вполне согласных между собой по столь существенным вопросам, как задачи науки, определение круга явлений, подлежащих ее изучению, характера ее и приемов исследования». Развитию науки полицейского права методологически препятствовала не оспариваемая в прошлом традиция отождествлять понятие «полиция» (часть) с понятием «администрация» (целое). К концу XIX в. представление о полиции в общественном сознании уже ассоциировалось лишь с принудительной деятельностью государства по обеспечению публичной безопасности и порядка, а равно осуществляющими такую деятельность органами, и поэтому «полицейское право» воспринималось как «не особенно приличное название, вызывающее в публике столь неприятные для преподавателей этой дисциплины недоразумения»[7].
Неудовлетворенность аморфным состоянием полицейско-правовой теории, невыгодно отличавшим ее от уголовной гражданско-правовой доктрин, была столь велика, что некоторые ученые высказывались даже за ее полное упразднение. Так, в частности, Л. Петражицкий полагал, что современная ему «наука полицейского права является смесью разнородных суждений на разные темы, без определенного единого метода, без ясных научных рамок и границ; эта смесь, называемая полицейским правом, действительно должна быть исключена из преподавания».
Но до этого дело не дошло, и полицейское право сохранялось в номенклатуре предметов преподавания на юридических факультетах российских университетов вплоть до 1917 г. Вместе с тем с начала ХХ в. в трудах отечественных ученых оно все чаще стало переименовываться в «административное право».
Подобный шаг, если учесть специфику регулируемых общественных отношений, был вполне оправдан. При право Полицейское этом, однако, некоторые представители юридической науки пошли еще дальше, предприняв попытку доказать существование принципиальных, коренных различий «отмирающего полицейского права» и вытесняющего его и находящегося в процессе становления административного права. Отмечалось, в частности, что административное право, в отличие от полицейского, признает субъектом управленческой деятельности не только правительство и его учреждения, но и органы самоуправления, общественные союзы и даже отдельных граждан административному праву, кроме того, в отличие от полицейского, соответствует более узкая сфера полицейской деятельности государства.
Приведенные доводы вряд ли свидетельствовали в пользу двух самостоятельных, качественно отличных друг от друга отраслей права и правоведения. На самом деле имелся в виду один и тот же феномен, находящийся на разных стадиях развития и изучаемый под различными углами зрения. Как подчеркивал один из наиболее видных отечественных административистов А.И. Елистратов, полицейское и административное право «коренным образом разделяет неодинаковое положение личности в полицейском и правовом государстве».
Смотря потому, какое значение придавали полиции, и сам объём полицейской науки расширяли или суживали, или даже прямо отрицали необходимость её существования, как отдельной самостоятельной дисциплины. “Дело в том, - писал Шпилевский М.М., - что в сфере полицейского права, более, нежели в какой другой отрасли правоведения, постоянно сталкиваются во всей своей резкой противоположности личные и общественные интересы, начала свободы, самодеятельности и начала порядка, власти; поэтому-то при изучении полицейского права очень трудно сохранить научное беспристрастие, столь необходимое для успеха науки”[4].
Прежде чем перейти к вопросу о зарождении полицейского права попытаемся дать определение полиции с учётом сегодняшних реалий демократического, правового государства. Итак, под полицией или субъектом полицейской деятельности следует понимать должностное лицо, орган, организацию, осуществляющих охрану общественного порядка, установленного правовым, демократичным способом, и наделённых с этой целью полномочиями применять меры принудительного воздействия при неукоснительном соблюдении законности, прав и свобод граждан.
Вся юридическая литература, в которой рассматривался генезис полицейского (административного) права связывает момент его возникновения с образованием в средневековых городах полиции - специального органа, призванного обеспечивать соблюдение правопорядка. Именно в это время полиция институциализируется, возникает как учреждение. Но для фиксации момента зарождения полицейского права важен не факт создания специального органа охраны правопорядка, а тот момент, когда фактические общественные отношения стали регулироваться правовой нормой, охраняющей общественный порядок, т.е. когда эти отношения перешли в разряд полицейских правоотношений. Поэтому следует отличать полицию как учреждение, институт от полиции как реального правового феномена. Последняя возникла намного раньше первой как необходимый инструмент реализации полицейских норм, поддержания общественного порядка.
Общепризнанно, что право гораздо старше государства, что оно “возникло вместе с человеческим обществом, но задолго до возникновения государства и что ещё до возникновения государства появились основные правовые явления - закон, власть, суд и регулировка всех важнейших взаимоотношений членов общества”[13].
Исследуя литературу по истории первобытного общества, приходится констатировать, что в первобытном (догосударственном) праве нормы-обычаи носили преимущественно запретительно-предписывающий характер, т. е. были охранительными (полицейскими). Применение же “мер принуждения к нарушителю могло быть осуществлено любым из соплеменников, т. к. полномочия по поддержанию порядка в общине (прообраз полицейских полномочий) принадлежали всем членам рода”. В условиях суровой и жестокой борьбы людей за существование первобытное право было настроено на сохранение и обеспечение оптимального функционирования рода и по сути своей явилось полицейским правом.
1.2. Полицейское право и его место в системе современного административного права
Предметом административного права становится не сама административная деятельность, а «система правоотношений, складывающихся на ее почве». Наука административного права «не интересуется, подобно науке полицейского права, инструкциями, определяющими внутренний распорядок административной деятельности. Ее занимают нормы, которые выходят так или иначе за пределы административного механизма, — затрагивают правовое положение граждан». Сходных воззрений придерживались некоторые другие российские административисты. Так, В.Ф. Дерюжинский полагал, что в административном праве, в отличие от полицейского, важное место, кроме целесообразности, занимает правомерность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 09.04.2018. - № 15. - ст. 109.
3. Административная деятельность органов внутренних дел. / под ред. А.П. Корнеева - 2019. - С. 44.
4. Административная деятельность полиции. / под ред. Ю.Н. Демидова - 2016. - С. 33.
5. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров. / под ред. Л.Л. Попова. - 2016. - С. 164.
6. Адмиралова И.А. Административно-юрисдикционная деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан. - 2015. - С. 800.
7. БахрахД.Н. Административное право России. М., 2015. С. 182.
8. Берендтс Э.Н. Опыт системы административного права. Вып. 1. Ярославль, 1898.
9. Васильев К.С. О системе административного права - 2016. - С. 102.
10. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 31.12.2012 №1166: справочная правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Головко В.В. О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции). - 2015. - С. 7.
12. Гришакова А.Г. Деятельность участкового уполномоченного полиции [Текст] / А.Г. Гришакова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. – 199 с.
13. Грищенко А.В. К вопросу о механизме реализации функций полиции по охране и защите прав и свобод граждан. - 2017. - С. 78
14. Демидов Ю.Н. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник в двух частях. - 2016. – 124 с.
15. Евтихиев И.И. Виды и формы административной деятельности. - 2014. - С. 460.
16. Карагодин А.В. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции насовременном этапе: учебное пособие [Текст] / А.В. Карагодин. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2019. – 112 с.
17. Карамурзаев Т.Д. Коллизии административного законодательства. - 2016. - С. 54.
18. Кокарев А.Н. Административная деятельность ОВД: учебное пособие. - 2015. - С. 88.
19. Колонтаевский Ф.Е. Курс административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в системе управленческих знаний руководителей. М., 2013. С.
20. Кононов П.И. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. П.И. Кононова, B.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 215.
21. Коренев А.П. Административное право России: учебник: в 3 ч. М., 2016. Ч. 1. C. 199.
22. Моль Роберт. Наука полиции по началам юридического государства. Пер. Сементковского, СПб., 1871.
23. Овсянников Ю. Н.” Полицейское право” в истории правовой мысли Западной Европы и России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
24. Прибытко Ю.А. О понятии «Методы осуществления обязанностей участковыми уполномоченными полиции как государственными служащими» // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат. XII Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. С. 34.
25. Сафонов А.Ю. Основные элементы обеспечения законности в административной деятельности полиции. - 2015. - С. 32.
26. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3-х т. М.: Изд-во НОРМА, 2002. Т. I. С. 269,
27. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры: доктрина и практика. - 2015. - С. 324.
28. Четвериков В.С. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. М., 2015. С. 80.
29. Юрицин А.Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 2. С. 94.